Новости

и премьеры

Режиссер экспериментальной сцены Наталья Волчек: «Все проживется так, как надо. Не насилуйте жизнь…»

Наталья Волчек — режиссер театра «Тысячелетие» и «Театра 13» , педагог по ораторскому искусству и актерскому мастерству. В этом интервью она расскажет о своих первых перформансах в Якутии, о том как на сцене встречаются профи и аматор, а также о том, чему нам стоит поучиться у жителей Таиланда.

volchek1Наталья Волчек и актеры-аматоры после спектакля

 

Журналист: Расскажи о самых ярких воспоминаниях своего детства, как мне известно, оно прошло у тебя в Якутии.
Наталья: В первую очередь вспоминаются игры со снегом. Потому что играть было больше не с чем. Мы закапывались в него с головой и устраивали шоу живых мертвецов, шокируя прохожих. Это задумывалось, как перформанс, но зрители почему-то были не в восторге от этого. Много воспоминаний об играх с братом и другими пацанами. Мы лазали по подвалам в образе «мафии».
А с подружками мы устраивали концерты и заставляли родителей их смотреть. И только сейчас я понимаю, какой это был для них труд и подвиг, каких усилий им стоило бросить свои дела, сидеть и смотреть какую-то хрень. Мы пели песни под плюс на своих крутых концертах, разыгрывали сценки. В одной из них мы с подругой были клоунами, я должна была ее ударить понарошку. Но я врезала ей сильно, она упала и обиделась. Это был мой фурор, именно тогда я решила стать режиссером.
А еще воспитатели были у меня очень артистичные. Ставили крутые сценки, где я играла главные роли.

Еще мечтала быть певицей. Иногда я возвращаюсь в свои детские фантазии об этом, когда слушаю музыку, и представляю, что я пою. Но однажды мой папа сказал, что я плохо пою. И для меня это была травма. И до сих пор я чувствую ее отголоски — не какой-то посторонний человек, а сам папа сказал такое, при этом я была не одна, а с подружкой. Он сказал, что она нормально поет, а я нет. Понятное дело, это не со зла, не подумав, но все равно было больно это услышать.
А еще я мечтала быть воспитательницей. Потому что у меня были очень крутые воспитатели, и я думала, что они очень любят свою работу и им хорошо живется (смеемся). В общем, уже тогда нравилось все, что было связано с общением с людьми. Концерты разные нравились, театра я тогда не видела, поэтому не мечтала о нем, но если бы увидела, то обязательно бы начала.
Были мечты о любви, как у любой девочки. Когда смотрела кино, мечтала стать в жизни героиней фильма о романтической любви.



vlchek3

Режиссер Н. Волчек и актеры-аматоры после спектакля

Ж: Опиши идеального актера, которого ты бы хотела видеть в своей труппе.
Н: У него очень много качеств. Во-первых, это должен быть актер растущий, готовый пробовать разные образы и вкладываться в них полностью, не сопротивляясь. Пластичный в плане души человек, который врывается в образ, растворяется в нем и чувствует, как это полезно для его духа. Человек, с которым ты работаешь в этюдах, на репетициях и поражаешься его таланту. Такие есть у нас, к счастью. И их много. Он должен быть работоспособным. Очень много работать и не уставать. Хотеть, уметь и любить работать много. Лень — это самая страшная штука, которая может быть для актера.
Он должен уметь разделять дружбу и работу. Потому что мы с актерами дружим. У нас такая политика в театре, что мы сильно сближаемся со всеми актерами, вместе проводим досуг, гулянки. Это бывает не у всех коллективов, многие считают, что это неправильно. Но это моя политика. И актер должен понимать, приходя на репетицию, что он работает, не вмешивать личные отношения. Быть чутким, уметь играть в социальную игру «режиссер-актер». Подчиняться полностью, доверять полностью, верить, внимать и хотеть учиться, и расти. И понимать, что у меня он многому может научиться.

Ж: Расскажи о своих прошлых работах, на которых ты росла как режиссер. С чего все началось?
Н: Началось с того, что театр вокруг меня образовался как-то сам собой: я сильно сблизилась с компанией йогинов, у нас были общие интересы и мировоззрение, нам было комфортно вместе практиковать разные дыхательные и пластические упражнения, телесные и психологические проработки зажимов — в итоге это само собой превратилось в импровизацию, а до партнерской этюдной работы стало рукой подать. До формирования моего "прайда" я вела занятия по ораторскому и актерскому мастерству в театре "Четвертый этаж" и в арт-студии "Jam". В это время я начала получать режиссерское образование.
Пробой пера для нас стала пьеса «Сны» Ивана Вырыпаева. Мы дебютировали в Донецке в 2012 году, а свой коллектив назвали «Номады».
Летом я вела свободные тренинги на открытом воздухе в центре города, интересующихся прибыло, и нас становилось все больше.  Следующим этапом стал перфоманс «Оборотни», который оказался самым живучим моим детищем — он пережил войну и переехал в Киев вместе со мной, где его показывал новый состав актеров-аматоров в арт-пространстве "SKLO" при пединституте им. Драгоманова. В «Оборотнях» я реализовала идею об интерактивной психотерапии или как это сейчас дорого и модно «психологической расстановке», где участники перфоманса не играют, а демонстрируют свои реальные мании и фобии, пиковые стрессовые состояния, гиперболизированные, доведенные до абсурда (например, молодая девушка которая ненавидит свою внешность и безуспешно пытается влезть в маленькое детское платье).

Мы специально доводили до того, что узнавание зрителем себя было настолько болезненным, что перфоманс порой было неприятно смотреть. Каждый этюд сопровождался символическим освобождением участника посредством собственного волевого усилия или при помощи партнера. Контраст между порабощением фобиями в основной части и эйфоричной легкостью финала был настолько сильным, что многие зрители потом благодарили нас со слезами на глазах — они узнали и простили себя, им стало легче. Чтобы усилить удар в подсознание  использовала свой авторский прием «эффект двойной проекции» — параллельно с действием на сцене демонстрировался специально снятый фильм, где разворачивалась внутренняя линия переживаний каждого персонажа.

volchek2

Режиссер Н. Волчек помогает нанести грим начинающей актрисе

Первым масштабным проектом на профессиональной сцене для меня стала рождественская драма «Зубная фея» по мотивам одноименной поэмы поэтессы Анны Ревякиной. Премьера состоялась на камерной сцене Донецкого национального музыкально-драматического театра в 2013 году.
Первым киевским спектаклем, поставленным для Киева и вопреки войне, стала постановка «Перечитывая Мастера» по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Я продолжила развивать идею интерактивных постановок, где мы постарались полностью воссоздать сцену «Черная магия и ее разоблачение» в Варьете с приглашением Коровьевым зрительниц из зала в «дамский магазин», с дождем из денег и с вмешательством милиции. Главным героем для меня стал не Мастер, а Иван Бездомный. Именно он проходит все круги ада, один за другим, от полного стирания личности до переосмысления всех понятий и ценностей. Это он свидетель невероятных, шокирующих событий, это через него проходят все сюжетные линии произведения, это он с нами от первой и до последней страницы. Он меняется, и вместе с ним меняемся мы.

Крайняя моя самостоятельная постановка до театра «Тысячелетие» — это постапокалиптическая драма «Онегин», которая на самом деле не про Евгения, а про Татьяну. Мне нравится переносить действие классических литературных произведений в непривычный сеттинг — так события в доме Лариных происходят после страшной экологической катастрофы, а участники вынуждены пользоваться респираторами. Это дает особые подтекст и символизм, например, подчеркивает то, как часто люди не могут друг с другом объясниться, несмотря на самые искренние усилия. Эту идею путешествия во времени я перенесла и в «Анну Каренину»: моя Анна бросится под поезд метро на станции Льва Толстого.


Ж: Можешь ли ты определить свою стилевую особенность, свой творческий метод?
Н: Театр в моих проектах — не есть зрелище, человек на сцене — не актер, а личность в настоящем времени, в прямом эфире, здесь и сейчас переживающая эмоциональный переворот, пиковое напряжение, катарсис, откровение. Роль - не маска и не прикрытие, а способ реализации человека, возможность понять свой внутренний мир, показав его зрителю.
Я предлагаю своим актерам найти и изучить себя с помощью роли. На этом основан мой принцип подбора исполнителей главных ролей. Я стремлюсь найти настоящих Мастера и Маргариту, Евгения и Татьяну, метко попасть в характер, чтобы человеку не нужно было ничего играть, чтобы он вышел на сцену и просто стал собой.
Именно поэтому мне сподручнее работать именно с аматорами, потому что профессиональный актер будет руководствоваться наработанной техникой и «школой», а аматор — мягкий и податливый, из него можно сотворить что угодно, мой идейный посыл к нему не будет преломлён призмой академического опыта.

volchek10

Н. Волчек ведет занятие по актерскому мастерству 

Ж: Очень впечатляет, что ты взялась за «Мастера и Маргариту». Главные герои этого романа в конце попадают в свое чистилище, вечный дом, где они находят покой. Как ты думаешь, как бы выглядело твое чистилище?
Н: В смысле место, куда я попаду после смерти или временный перевалочный пункт?

Ж: Да, твой временный перевалочный пункт для души.
Н: Я, конечно, не знаю, как там все устроено. И какова цель души после смерти перед следующим рождением. Я верю в перерождение, мне близка эта концепция. Думаю, что душа не перерождается сразу, а ей нужно как-то переосмыслить пройденный путь. И я думаю, что для меня это такое место, в котором я не буду мучиться от того, что я ничего не делаю, и при этом я не буду ничего делать. В нашем мире такого места нет, и где бы я ни была, ни отдыхала, я везде мучаюсь, что я… трачу зря время и ничего не делаю. И вот я бы хотела, чтобы там, после смерти, было такое место.
Пусть это будет берег реки, например. Лес. Горы. Одна… ну две… немножечко. Чтобы вокруг никого не было. Полное одиночество, для меня это очень важно. И вот, чтобы там было очень спокойно. Антураж — природа.

Ж: Совсем скоро случится долгожданная премьера "Анны Карениной". Это же огромный роман, который осилит не каждый. Почему ты за него взялась? И вообще как из такого «кирпича» можно получить компактный сценарий?
Н: Классика —  всегда соблазн и одновременно вызов для режиссера. Ранее я ставила Булгакова и Пушкина, и к Толстому пришла уже как-то автоматически.
Я считаю этот роман просто создан для того, чтобы жить в современном театре, в нем есть все, что интересует и будоражит зрителя: любовь, предательство, смерть, и главное —  сложнейший конфликт, в котором не так-то просто принять чью-либо сторону. Я много слушала мнений об этом произведении и, в частности, о главной героине —  и во мне росло желание не то чтобы дискутировать, а скорее убедить читателя глубже заглянуть за линию общего сюжета и понять, что же подтолкнуло Анну на этот безумный шаг. Я хочу дать зрителю пищу для ума.


Voclhek8

Режиссер Н. Волчек и актеры спектакля "Анна Каренина" на репетиции


Ж: Работа над спектаклем длилась очень долго – целый год. Почему так получилось?
Н: Основная причина долгой и кропотливой работы над спектаклем - это тяжеловесность материала. Книгу-то не каждый дочитает, что же говорить о спектакле? Я самостоятельно работала над инсценизацией (превращала огромный роман в двадцатистраничный сценарий). Очень долго шла работа над подбором актеров - таких, каких я вижу. Типажи тут —  очень важная штука, герои должны узнаваться сразу же. Огромная часть времени ушла на подготовку материала и актерского состава, а потом уже начались репетиции. По правде сказать, это самый долгий мой спектакль, но уверена —  он того стоит.
Как я уже говорила, подбор актеров для меня — это скрупулезный, придирчивый выбор, он длится долго и порой мучительно. Некоторые герои нашлись сразу, как будто судьба так распорядилась, других пришлось искать, а не найдя — просто ждать, как ждут суженого.
Подбираю исключительно по своему личному видению и знаю,  всегда найдется  зритель, который скажет, что, на его взгляд, Анна или Вронский —  иные. Но на то и дано нам воображение, чтобы взгляд каждого был уникален. Мои актеры не только идеально "попадают" в типаж, но и бесконечно любят, понимают и глубоко чувствуют своих героев.

Ж: "Анна Каренина" открывает отдельный проект – "Экспериментальную сцену", на которой встретятся аматоры и профессиональные актеры. Чего зрителю ожидать от такого рискованного микса?
Н: Я влюблена в аматорский театр и в работу с непрофессиональными актерами. Актер профессиональный —  это наслаждение для зрителя: это правда на сцене, чистая и убедительная игра, прекрасное понимание героя и передача всех оттенков его переживаний. А аматор на сцене —  это пусть не всегда академическая игра, но зато 100% мощных эмоций, невероятная искренность и боязнь ошибиться. Такая смесь уникальна, и я не боюсь ее —  все мои актеры прекрасны, и следить за спектаклем будет интересно еще и с этой стороны. Тут неподдельных переживаний хватит на всех.

Ж: Каково это – когда у спектакля есть собственный композитор?
Н: Про работу с Артемом Самойленко готова говорить долго! Во-первых, это огромное везение —  работать с композитором. Для меня это первый опыт, и я этим горжусь и даже хвастаюсь - в нашем спектакле полностью оригинальный авторский саундтрек. Удача еще и в том, что наш композитор полностью "поймал" суть моих идей, и мы были полностью синхронны в ходе художественных поисков. Задачи было ставить просто —  у нас с Артемом по сути совпадало видение сцен и, соответственно, музыкального оформления. Я с трудом представляю, какой это титанический труд - написать музыку для 2-часового спектакля, но я бесконечно благодарна за это. Мы с актерами гордимся и даже на репетициях до сих пор иногда удивляемся, какая же уникальная музыка звучит в нашем спектакле, как точно она создает атмосферу и подчеркивает переживания героев. Я счастлива и горжусь.

volchek 4

Репетиционный процесс

Ж: Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты бы могла одним взмахом поменять что-то в мировосприятии людей нашего общества, имею в виду жителей Украины, что бы ты поменяла?
Н: Мне бы хотелось, чтобы ушли многие стереотипы и неискренность… их слишком много вокруг. Человек рождается и не успевает понять, как он хочет жить, а ему все это сразу рассказывают, навязывают. Многие зациклены на смысле жизни, на работе, на отношениях. И почему-то считается  что без этого ну вообще никак нельзя.
Хочется убрать манию, что "нужно обязательно чего-то достичь". Или стать каким-то. Или быть собой. Вот это тоже другая крайность. Ты должен быть обязательно собой. СРОЧНО.

volchek 9


У нас многие люди  переоценивают жизнь  как явление. Для меня было очень показательно понаблюдать за местными в Таиланде. Вот он вышел, сорок лет этому дяде, он бармен, но нет посетителей, и он не ищет себе, чем заняться. Не читает книги «Как стать успешным?», не пытается подкатить к какой-то девушке, он просто ничего не делает! Он рисует, блин, кораблик на столе ручкой. И ему круто. Или ребенок — вышел на улицу, привязал к банкам веревочки, стоит и крутит. И его жизнь в этот момент происходит.
Не нужно фанатизма, не нужно носиться с собой как дурень со ступой. Не нужно истерично достигать и добиваться. Все проживется так, как надо. Не насилуйте жизнь…

Ж: И последний вопрос. Представляешь, что, возможно, мы, люди, одни во Вселенной на многие-многие пространства вокруг. Есть ли у тебя, какие-то гипотезы, для чего же же мы тут появились?
Н: Вообще все получилось случайно, неважно как.  Но ошибка этого вопроса в том, что мы, люди, сильно много о себе мним. Почему-то всем кажется, что человек — это что-то грандиозное. Но есть камни, есть растения, есть насекомые, есть Земля - везде есть какая-то сложная непостижимая многообразная материя. И большая ошибка считать, что человек — это венец всего. Ничего подобного. Люди зацикливаться на себе, мы-мы-мы, зачем же мы появились?
Да ни зачем, не для каких-то высоких целей, не для того, чтобы сделать эту планету лучше или быть счастливыми. Мы просто есть, каким-то очень мудрым вселенским и скорей всего случайным образом это все случилось. Мы не пуп Земли, не цари природы и не самое лучшее, что есть в мире. Мы есть для гармонии.
Человек является частью одной большой картины. И все.


Беседовала Виктория Щипская

Актуализировала и редактировала Гелла Самойленко

cal button

1. Вибрати квитки
2. Оформлення
3. Оплата
К-ть квиткiв: 1
Ціна:
Замовити

Інформація про замовника

Квиток Ціна
120 грн. Всього:

Заповнiть форму даними